На главную страницу сайта

Биография

Интересное

Религиозная жизнь

Фотогалерея

Упоминания

Cсылки

Орден Милосердия

По мере того как число ее последовательниц растет, мать Тереза начинает серьезно задумываться о создании нового ордена. Первыми читателями «Устава ордена сестер милосердия» стали отец Генри, отец Селест ван Икзем и отец Гельдер. Окончательный вариант устава был представлен архиепископу, который послал его в Рим на рассмотрение папы римского.

Осенью 1950 года мать Тереза получила разрешение Ватикана на создание ордена сестер милосердия. Папа Пий XII утвердил решение об образовании ордена 7 октября 1950 года. В день, когда пришел ответ из Рима, архиепископ отслужил торжественную мессу, и отец Селест ван Икзем зачитал уставные документы. На тот момент в ордене было 12 сестер. Сегодня тысячи сестер во всем мире отмечают 7 октября как день основания единственного католического ордена, возникшего в XX веке. Не прошло и пяти лет, как орден стал папским. Это означало, что он напрямую подчиняется папе римскому.

Число бедных и больных людей, приходивших за помощью, все время росло. Росло и число сестер ордена милосердия, добровольно выбиравших путь служения обездоленным Для размещения новых сестер было необходимо подходящее помещение. И такое помещение нашлось: один мусульманин, намеревавшийся переселиться в Пакистан, за бесценок продал ордену свой большой дом, получивший впоследствии название «Дом Матери». Деньги на покупку дома дал архиепископ Калькутты.

Вначале кандидаты на поступление в новый орден все были жителями города Бенгала, но вскоре они начали приезжать и из других индийских городов, а затем — и со всего мира.

К трем обычным монашеским обетам — нищеты, целомудрия и поста — мать Тереза добавила четвертый: всеми силами служить беднейшим, ничего не требуя взамен.

Никаких средств на благотворительные цели Ватикан ей не выделил, и молодая монахиня полагалась только на себя. Сначала у матери Терезы было совсем мало помощников. Первой посвященной ордена сестер милосердия стала юная девушка из города Бенгала, которая вместе с матерью Терезой подбирала на улицах умирающих. Позднее членами ордена стали многие бывшие ученицы школы при монастыре Лорето.

Они ухаживали за больными, раздавали лекарства и продовольствие, помогали прокаженным. Что-то им жертвовали благотворители, что-то они выпрашивали по домам: лекарства, срок годности которых истекал, тряпье, остатки еды — все у них шло в дело.

Развитие ордена милосердия

Вскоре мать Тереза открыла мастерскую для безработных и дом престарелых. Медпункты при железнодорожных станциях начали оказывать бесплатную медицинскую помощь, предоставлять приют женщинам и детям. О деятельности ордена сестер милосердия узнала вся Индия, а в самой Калькутте мать Терезу называли не иначе как «живая святая» или «богиня» — в зависимости от того, какого вероисповедания придерживался говорящий.

В1963 году у ордена сестер милосердия появляется новая ветвь: образуется братство милосердия. Его главой становится отец Андрей — австралийский иезуит.

А начиналось все с того, что молодые люди помогали монахиням переносить больных с улиц в приюты для умирающих, разгружать тяжелые вещи, выходить ночью на улицы с едой для бездомных и голодных. Многие из них хотели посвятить свою жизнь служению бедным. Братство милосердия быстро набрало силу и в первые же годы приобрело необычайную популярность в Европе. В Париже, где многие люди живут, а иногда и умирают на улице, очень скоро появился приют для бедных братства милосердия. Братья ордена милосердия дают те же обеты, что и сестры.

В 1964 году мать Тереза была представлена папе Павлу VI. Потрясенный результатами ее работы, папа подарил ей шикарный лимузин. Мать Тереза продала машину и на вырученные деньги построила дом для умственно неполноценных людей. Мать Тереза получила разрешение папы римского открывать миссии ордена сестер милосердия не только в Индии, но и в других местах по всему миру.

С этого времени начинается «экспансия» ордена по всему миру. Центры ордена были открыты в Венесуэле (1965), на Цейлоне (1967), в Италии, Австралии и в Танзании (1968), в Англии (1970), в Бангладеш (1972), на Кубе (1986) и в других странах.

С первых дней существования ордена сестер милосердия у его членов были добровольные помощники — волонтеры или так называемые сотрудники. Сотрудники делятся на две категории: активные и пассивные, или «страдающие». Мать Тереза сказала о работе сотрудников: «То, что они делают, может показаться не очень значительным, но любовь придает их поступкам важность. Сотрудник готов делить свое тепло и свое время с человеком, который хочет стать «кем-то для кого-то».

Вот несколько примеров добрых дел активных сотрудников. Молодая супружеская пара, уединенно живущая на хуторе в Ирландии, решила помогать каждому случайному гостю, который постучится в их дверь. Как-то к ним забрели кочующие цыгане. Целый табор. Супруги накормили всех и даже устроили их на ночлег в своем доме. В благодарность за гостеприимство цыгане пели и танцевали для хозяев хутора.

Парализованный, прикованный к инвалидному креслу сотрудник ведет по радио передачи об ордене матери Терезы. Слушатели программы перечисляют деньги в фонд ордена.

В Англии работница фабрики на весь отпуск берет к себе слепую женщину из дома инвалидов. В Венгрии женщина каждый день после работы идет помогать немощной старушке, живущей по соседству. Большая группа молодежи в Швеции во время каникул помогает сестрам ордена ухаживать за больными детьми и помогать по хозяйству пожилым людям.

«Страдающие» сотрудники — это люди, больные настолько, что сами не могут жить без посторонней помощи. Как же они участвуют в работе ордена? Они молятся. У каждой сестры ордена есть своя «духовная крестная мать», которая молится за нее и страдает ради нее. Страдающие сотрудники, благодаря невидимой связи с миссионерками ордена сестер милосердия избавляются от мук одиночества, не чувствуют себя отвергнутыми. Вот выдержки из писем страдающих сотрудников, в которых выражается радость от их единения с сестрами ордена: «Сердечное спасибо тебе за письмо. Оно принесло мне радость и покой. Молясь за тебя, я ощущаю блаженство, потому что даже в объятьях болезни я могу быть полезной тебе и Богу». «Всем сердцем я связана с тобой в духе и молитве. Мысль о том, что я, парализованная, все же могу быть с тобой, помогает мне жить дальше». «По воле случая я потеряла здоровье, способность передвигаться, семью и домашний очаг. Я осталась одна, без надежды и утешения. Но то, что я могу поддерживать Вас своими молитвами и страданиями, позволило мне забыть о себе. Чудесная Божия любовь охватила меня. Теперь я могу отдать эту любовь другим людям — тем, кто вокруг меня».

Сестры-миссионерки счастливы от такого «духовного покровительства». Вот что они пишут своим «духовным крестным матерям»: «Твои страдания и твои молитвы помогают мне служить людям с терпением и любовью. Они помогают мне исполнять волю Божию. Спасибо». «Твои страдания и молитвы необходимы для того, чтобы у нашего народа возрождалась вера». «Ты особым даром дана мне Господом. Ты — великое счастье моей жизни».

Когда сеть организаций ордена сестер милосердия стала распространяться по всему миру, мать Тереза увидела в этом заслугу страдающих сотрудников, которые своими молитвами помогли ей и сестрам нести Божию любовь в мир. Она пишет: «Видите, это плод вашего терпения, это стоит вашего труда. Молитесь горячей, страдайте ради Христа. Помогите нам сделать так, чтобы Он был сильней любим».

Хотя сама мать Тереза считала свою работу «каплей в море», ее известность и признание в мире росли. В 1971 году мать Тереза получила Ватиканскую премию Мира имени папы Иоанна XXIII, а также награду «Добрый самаритянин» в Бостоне, США.

В октябре 1971 года мать Тереза защитила диссертацию по богословию в Вашингтоне. Через год ей была вручена индийским правительством премия имени Джавахарлала Неру за Международное Согласие.

В 1975 году Индира Ганди вручила ей бесплатный билет, позволяющий пользоваться любыми видами транспорта для поездок по территории Индии.

В1976 году мать Тереза обратилась с призывом выбрать среди страдающих сотрудников людей, которые молились бы за папу римского Иоанна Павла II. Для выполнения этого задания было выделено по одному человеку в 32 странах мира. 17 мая 1982 года Иоанн Павел II дал специальную аудиенцию руководителю страдающих сотрудников, который вручил святому отцу список молящихся и жертвующих свои страдания за него. Папа римский даровал им особое благословение.

17 октября 1979 года мать Тереза стала лауреатом Нобелевской премии мира. Решение о присуждении ей этой премии вызвало недовольство со стороны тех, кто считал, что, помогая нуждающимся, мать Тереза ничего не сделала для дела мира.

Однако представитель норвежского Нобелевского комитета Саннесс в своей речи сказал: «Мать Тереза во многом помогла перебросить мост от богатых стран к бедным… В каждом человеке она может заронить семена добра… Если бы это было не так, общество лишилось бы надежды, а мирные усилия утратили значение. Мать Тереза достойна Нобелевской премии, поскольку она утверждает мир в самой важной сфере, защищая неприкосновенность человеческого достоинства».

Мать Тереза приняла награду «во имя голодных, раздетых, бездомных… всех тех, кто не видит ни помощи, ни заботы». Каждый лауреат Нобелевской премии на церемонии вручения должен выступить с докладом, который называется Нобелевской лекцией.

В своей Нобелевской лекции мать Тереза говорила о христианской любви — движущей силе своей работы; именно любовь и уважение к каждой человеческой жизни являются условием всеобщего мира. Она говорила и о своей позиции в отношении абортов и других методов контрацепции, которую многие критиковали: «Я вижу величайшую угрозу миру в абортах, поскольку они представляют собой настоящую войну, убийство, осуществляемое матерью».

«Я принимаю эту премию во имя бедняков, потому что, давая мне эту награду, сильные мира признают существование бедных на земле», — сказала мать Тереза. Она отказалась принять участие в торжественном обеде по поводу присуждения ей премии. «Я не могу предаваться чревоугодию, когда в мире столько людей голодает и умирает».

Правительство Индии выступило с требованием, чтобы 80% от полученной суммы денег мать Тереза отдала государству. Мать Тереза проигнорировала это требование. Всю Нобелевскую премию (800 тысяч шведских крон) она истратила на нужды своего ордена — на строительство приютов для бедных и страдающих проказой.

Однажды, проводя сравнение между западными странами и Индией, мать Тереза сказала: «Проказа — действительно очень тяжелая болезнь и приносит невыносимые страдания, но и они несравнимы с муками человека нелюбимого, брошенного, никому не нужного. Чрезвычайное одиночество многих обеспеченных людей из западных стран хуже всякой болезни. Однажды в Нью-Йорке в один из наших центров зашел очень богатый человек и сказал мне: «Навестите меня, пожалуйста. Я почти полностью ослеп, и моя жена, наверное, скоро сойдет с ума. Я и моя жена умираем от одиночества. Я бы отдал все, только бы всегда слышать рядом чей-нибудь голос». Этот человек жил в особняке и обладал огромным состоянием, но он был гораздо более несчастным, чем любой из прокаженных в нашем приюте.

Когда появилась новая страшная болезнь — СПИД, мать Тереза стала создавать приюты, больницы и хосписы для больных «чумой XX века». Первый церковный приют для больных СПИДом был открыт накануне Рождества 1985 года в Нью-Йорке. По просьбе матери Терезы трое умирающих от СПИДа были освобождены из тюрьмы и помещены в новый приют.

Вскоре в Нью-Йорке открылся второй приют для больных СПИДом. Мать Тереза также взяла на себя заботу о больных детях, родившихся от инфицированных родителей. «Болезнь, унаследованная этими бедняжками, превратила их жизнь в пытку. Мы должны сделать все возможное, чтобы облегчить их страдания, чтобы они поняли, что Бог любит их, и что чем тяжелее их муки, тем больше Он их любит».

Мировая известность и уважение не изменили отношения матери Терезы к тому, что она считала своим долгом. Она сама открывала новые отделения и миссии своего ордена в разных странах. Сама или по просьбе папы римского отправлялась в зоны катастроф и войн. Она посетила палестинские лагеря беженцев в Ливане, Эфиопию во время засухи, Гватемалу после землетрясения, Советский Союз (Чернобыль и Спитак), Боснию и Герцеговину.

Во время своих поездок мать Тереза никогда не оставалась просто сторонним наблюдателем. Она помогала людям: в разбомбленном Бейруте подобрала и чудом вывезла оттуда шестьдесят изувеченных и больных малышей, в Спитаке открыла дом милосердия для пострадавших от землетрясения.

Российский журналист Георгий Рожнов вспоминает о своей встрече с матерью Терезой после земле трясения в Ленинакане и Спитаке: «Мы узнали, что мать Тереза находится в особняке Совета по делам религий. У входа — толпы народа, слышатся стоны, проклятия, плач. На ступеньках, сдерживая толпу, стоят автоматчики, монахи и священники. С трудом проходим в комнату, где мать Тереза обещала нам короткое интервью. Входит маленькая сухонькая старушка в белых одеждах, Я смотрю на нее в упор и чувствую, как наворачиваются на глаза слезы. Это от ее улыбки, от ее взгляда. Я прошу: «Святая мать, благословите меня». Она подходит ближе, и я чувствую, как тепла и крепка ее рука на моей голове. Как крепка рука, которую я благоговейно целую. Быстрой походкой она проходит мимо нас, останавливается на пороге и поднимает крест. И тысячи людей, только что захлебывавшихся в своем горе, вдруг умолкают и преклоняют колени».

Когда мир узнал о массовых изнасилованиях в Боснии, которые превратились едва ли не в орудие войны, мать Тереза отправилась в поездку по женским больницам. Она просила пострадавших боснийских женщин не делать аборты. «Отдайте их мне, если вы не хотите воспитывать их сами. У меня хватит любви для всех отвергнутых детей», — говорила мать Тереза.

С самого начала своей благотворительной деятельности мать Тереза наотрез отказалась вести какие-либо разговоры о политике. Она заявила, что ее дело — оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Сама она не отказывалась ни от какой помощи, которую ей предлагали.

Основным источником финансирования ордена являются пожертвования, поступающие от частных лиц, компаний, общественных и международных организаций, государственных органов. В числе постоянных спонсоров ордена сестер милосердия были всеобщая любимица принцесса Диана и Жан-Клод Дювалье — кровавый диктатор Гаити. Значительные суммы жертвовали ордену Чарльз Китинг, махинации которого оставили без гроша тысячи американских пенсионеров, и газетный магнат Роберт Максвелл, разоривший пенсионный фонд своих сотрудников.

К матери Терезе много раз обращались с просьбой вернуть грязные деньги тем, у кого они были украдены. Каждый раз следовал решительный отказ: «Они пожертвовали эти деньги от чистого сердца не мне, а тому делу, которым я занимаюсь. Я не могу их отдать». Орден сестер милосердия совмещает в себе несовместимое. Он существует одновременно как аскетическое монашеское общество (единственные личные вещи сестер — два форменных сари), и как юридическое лицо с многомиллиардным бюджетом.

Наверх
Назад

Hosted by uCoz