Другая деятельностьДом для умирающих «Нирмал Хридай»![]() В 1952 году мать Тереза открыла первый дом для умирающих. Позднее подобные учреждения стали называть хосписами. История его создания такова: мать Тереза увидела на улице умирающую женщину, которая была настолько слаба, что крысы начали есть ее заживо. Тело женщины было сплошь покрыто язвами и фурункулами. Потрясенная этим жутким зрелищем, монахиня доставила умирающую в ближайшую больницу. Однако там отказались принять несчастную, ведь у нее не было ни денег, ни медицинской страховки. Мать Тереза проявила настойчивость. Она сказала, что никуда не уйдет, пока не будет уверена, что о страдалице позаботятся. И она добилась своего: умирающую приняли в госпиталь. Мать Тереза искренне радовалась своей маленькой победе, но уже через несколько минут ее сердце снова сжалось от боли: по дороге домой она стала свидетельницей нескольких тяжелых сцен — люди умирали прямо на улицах. Прохожих это абсолютно не волновало: жители Калькутты привыкли к подобным картинам. В этот день мать Тереза поняла, что необходимо особое учреждение, в котором могли бы находиться умирающие и где о них позаботятся. И она отправилась в городскую ратушу. Мать Тереза обратилась к властям Калькутты с просьбой выделить ей место для такого учреждения. Ей нужно было только место, в остальном она полагалась на свои силы. Городские власти разрешили матери Терезе использовать под дома для умирающих заброшенное строение, расположенное в калькуттском пригороде Калигат по соседству с храмом индуистской богини Кали — покровительницы Калькутты. Помещение, которое власти города предложили матери Терезе, напоминало огромный сарай. Жители Калькутты называли его «дормашалах». В нем останавливались для отдыха и ночлега паломники, приходившие из далеких земель поклониться богине Кали. У индусов Кали считается богиней смерти и разрушений. Несмотря на такое грозное соседство матери Терезе очень понравился «дормашалах». Вот что она написала в своих воспоминаниях: «Помещение было пустое, и сотрудник городского управления спросил, устраивает ли оно меня. Помещение устраивало меня по многим причинам, но прежде всего потому, что оно было центром молитвы для индусов. В течение 24 часов мы перенесли в «дормашалах» наших больных и страждущих, и дом для умирающих начал свою работу». ![]() Настоящее значение такого учреждения проясняется, если принять во внимание тот факт, что Индия уже много лет лидирует в мировом экспорте… человеческих скелетов, и главную долю этого «товара» исправно поставляет город Калькутта. Начал этот бизнес некий Шанкар Нараян Сен в 1943 году, вовремя «великого бенгальского голода». Специально обученные агенты вытаскивают трупы из рек или подбирают на тротуарах, варят в огромных котлах, пока мясо не отстанет от костей… Европейские страны и США охотно приобретают этот жуткий товар для анатомичек, медицинских институтов, школ. Один скелет дает выручку в 100 долларов. Именно поэтому мать Тереза стала открывать в Калькутте дома для умирающих. Несчастные, которые расстаются с жизнью на улицах этого города, даже после смерти не могут найти успокоения: их не хоронят, а перерабатывают. Они не нужны никому, пока больны и бездомны, но на их трупах потом зарабатывают. Великий смысл домов для умирающих в том, что люди в них: могут умереть и быть похоронены по-человечески. Жители Калькутты говорили тогда, что мать Тереза превратила смерть в жизнь, а разрушение в любовь. Однако подобные настроения разделяли не все. Приют для умирающих встретил и жестокий отпор. 400 священников Калигата выразили протест по поводу того, что, по их мнению, мать Тереза пыталась обратить местное население в свою веру, навязать им христианство. Один видный политический деятель Индии пообещал им, что добьется закрытия центра. Он нанес визит в дом для умирающих, чтобы лично проверить, как сестры ухаживают за больными и умирающими, моют их, как они обрабатывают раны, кормят тех, кто сам уже не в состоянии принимать пищу. Его сопровождали представители прессы, у приюта собрался народ. Когда пораженный политик вышел из дома, он публично заявил: «Я обещал закрыть центр, и я сделаю это… Но не раньше, чем ваши матери, жены и сестры придут сюда, чтобы делать то, что делают эти сестры. В храме Кали стоит богиня из камня, а в этом доме находятся живые богини». Некоторое время спустя один из недовольных служителей богини Кали тяжело заболел туберкулезом, чрезвычайно заразной болезнью, вселявшей ужас в индусов, и Никто, кроме матери Терезы и ее помощниц, не согласился его лечить. Он выздоровел и с тех пор стал активно поддерживать мать Терезу и ее благородное дело. Первый дом для умирающих был назван «Нирмал Хридай», что в переводе с хинди означает «чистое сердце». Сама мать Тереза называла этот дом для умирающих «мое чистилище». ![]() К тому времени, когда дом для умирающих был открыт, у матери Терезы было уже 26 добровольных помощников. Только самые преданные могли выдержать строгий режим ордена сестер милосердия: обязательную ежедневную молитву в четыре часа утра, отсутствие имущества, кроме одной смены одежды. Сестры ордена спали на соломенных матрасах прямо на полу, питались рисом и овощами, по 16 часов в день работали среди бедных. Мать Тереза и ее помощницы подбирали на улицах Калькутты несчастнейших из несчастных: стариков и старух, детей калек, прокаженных — тех, для кого не было уже места на земле, — съеденные голодом и болезнями живые скелеты. Многих из них спасти было уже невозможно. Однажды мать Тереза подобрала на улице грязного больного человека. По нему ползали вши и прыгали блохи. От тела исходил такой отвратительный запах, что никто не хотел находиться с ним рядом. Мать Тереза стала счищать вшей с несчастного. «Зачем ты делаешь это?» — спросил он. «Потому что я люблю тебя»,- просто ответила мать Тереза, продолжая свою работу. Глаза человека наполнились слезами, и он сказал: «Хвала Иисусу в лице матери Терезы». «Нет, хвала Иисусу в твоем лице, — поправила его мать Тереза.- Ведь это ты, а не я, делишь сейчас с Ним Его муки. Сейчас Иисус переживает муки в тебе». Лицо умирающего прояснилось, когда он понял, что он любим, что он разделяет муки Христа. Монахини стремились облегчить последние минуты несчастных, дать им умереть не по-собачьи — на асфальте, а под кровом, на циновке или охапке соломы. Они делали простые, но такие важные вещи: обеспечивали умирающих последним глотком воды и ласковым словом, заверяли, что их тело будет по индуистскому обычаю сожжено и пепел брошен в Гангу. Эти невесты Иисуса никогда не старались обратить умирающих в христианство или похоронить их не так, как требует индуизм. За более чем 40 лет существования домов для умирающих монахини ордена сестер милосердия подобрали 54 тысячи человек с улиц Калькутты. 23 тысячи человек умерло в доме в Калигате. Мать Тереза говорила: «Есть то, что нужно этим людям даже больше, чем пища и крыша над головой: понимание того, что они кому-то нужны, кем-то любимы. Они понимают, что даже если им осталось жить всего несколько часов, их любят. Господи, сделай нас достойными служить людям всего мира, которые живут и умирают в нищете и голоде». 4 февраля 1986 года дом для умирающих в Калькутте посетил папа Иоанн Павел II. Со слезами на глазах он читал надпись мелом на школьной доске: «3 февраля 1986 года прибыло два человека, выбыло — ноль, умерло — четыре. Мы делаем это во имя Бога». За время визита он смог сказать лишь одно слово. Он был очень тронут. С того самого дня мать Тереза стала правой рукой Иоанна Павла II, его вторым «я» в женском обличье. Сегодня первый «Нирмал Хридай» стал молельней, доступной для всех желающих. В одном углу ее стоит статуя Божьей Матери с диадемой из золотых колец на голове. Эти кольца носили в носу женщины, которые умерли в этом доме. «Вот так те, кто не имел ни гроша, подарили Божьей Матери золотую корону»,- говорила мать, Тереза. Город мира «Шанти Нагар»![]() Известность матери Терезы постепенно росла, и приток пожертвований увеличивался. С средины пятидесятых мать Тереза стала помогать жертвам проказы. В Индии лепра, или проказа, традиционно считалась наказанием, посылаемым Богом, а следовательно больной должен был терпеливо переносить мучения и смириться с болезнью. Положению прокаженного, особенно в Индии, едва ли можно позавидовать. Общество отворачивается от него, даже если он богатый и образованный человек В один миг они теряют все: и семью, и работу. Таким людям приходится скитаться в поисках пропитания. Они живут и умирают, как животные. В мире приблизительно 4 миллиона прокаженных, из которых 3 миллиона живут в Индии. В одной Калькутте пораженных этой болезнью насчитывается 500 тысяч. Это заболевание постепенно поражает пальцы, руки, ноги, лицо и до неузнаваемости искажает человеческий облик. Когда мать Тереза попыталась объяснить людям, что проказа — это не кара Господня, а обыкновенная болезнь, которую в большинстве случаев можно вылечить, она наткнулась на холодную стену непонимания и равнодушия. Тогда она сама стала создавать небольшие поселения для прокаженных в отдалении от железной дороги, где те строили хижины из бамбука, изготовляли себе одежду, бинты для своих ран и сумки для медикаментов. Мать Тереза старалась дать прокаженным возможность полноценно жить и работать. Сестры научили больных проказой делать сувениры из скорлупы кокосовых орехов. Скорлупу собирали на улицах бездомные дети. Тереза организовала кампанию под названием «Прикоснись своей добротой к прокаженному». Кампания имела успех в многомиллионной Калькутте. Индийское правительство выделило ордену сестер милосердия участок земли площадью в 34 акра возле города Асансол в 200 километрах от Калькутты. Под руководством матери Терезы на пожертвования, собранные во время этой кампании, здесь был организован лепрозорий, который назвали «Шанти Нагар», что в переводе означает «Город Мира». Это довольно большое самообеспечиваемое поселение, где прокаженные живут и работают в магазинах, на полях и пастбищах, как обычные горожане. Дети, родившиеся в семьях прокаженных, ходят в школу и получают медицинскую помощь, если нависает угроза заражения. Рука об руку с прокаженными работают и здоровые волонтеры. Один из таких волонтеров сказал: «Прокаженные могут показаться страшными и уродливыми, но они все те же разумные человеческие существа, способные на большую любовь». ![]() Когда правительство Калькутты издало указ о принудительной стерилизации прокаженных, мать Тереза выступила с решительным протестом. «Я научу их регулировать рождаемость естественными методами. Я возьму и воспитаю каждое дитя, которое появится в семье прокаженных. Нельзя уничтожать то, что Бог таким чудесным образом создал в человеке», — заявила мать Тереза. Она направляла в дома прокаженных молодых сестер ордена милосердия. Юные монахини, давшие обет безбрачия, объясняли взрослым людям, как вести себя, чтобы дети появлялись не случайно, а тогда, когда этого хочется родителям. Они объясняли, что проказа (или лепра) — инфекционное заболевание, которое не передается по наследству. Но ребенок, живущий вместе с больной матерью, легко может заразиться. Сестры ордена уговаривали прокаженных отдавать новорожденных детей в приюты, чтобы они выросли здоровыми. В результате указ правительства был отменен. К штаб-квартире ордена сестер милосердия пришла целая делегация больных проказой, чтобы поблагодарить мать Терезу и других сестер за помощь и поддержку. Благодаря таким эпизодам популярность ордена в Калькутте росла. Все новые и новые сестры присоединялись к матери Терезе, чтобы помогать бедным, больным, брошенным. К 1956 году в ордене состояла 51 сестра. Они обучали 1500 детей в своих школах и ухаживали за 48 тысячами больных в госпиталях, лечебницах, домах милосердия. В 1957 году орден насчитывал уже 71 сестру. Когда мать Тереза уезжала в далекую поездку, она брала с собой корзинку грубой работы, в которой возила самые необходимые вещи. Она никогда не расставалась с этой вещицей, как если бы это была величайшая ценность на земле. Корзинку сделали ей в подарок ее «любимые дети» — индийские прокаженные. Она берегла подарок, потому что понимала, как трудно было сделать его искалеченными руками прокаженных. Правительство Индии высоко оценило труд матери Терезы; ее заботу о больных и бедных: в сентябре 1962 года она была награждена орденом «Великолепный лотос». Детский приют «Шишу Бхаван»![]() Вот что рассказывают о матери Терезе. Съемочная группа телекомпании Эн-Би-Си, приехавшая в Калькутту снимать документальный фильм об ордене сестер милосердия, решила проследить за ежедневным маршрутом матери Терезы. Как рассказывал позже один из операторов, вдруг мать Тереза забралась на огромную кучу мусора и начала усердно разгребать руками гнилые овощи и пищевые отходы. Телевизионщики были сначала озадачены, а потом поражены, когда увидели, как она откопала крохотного младенца с еще необрезанной пуповиной. Мать Тереза рассказала, что в таких мусорных кучах были найдены и спасены сотни брошенных детей. У некоторых были физические недостатки, но в большинстве своем это были просто несчастные брошенные девочки (в Индии существует проблема умерщвления нежеланных детей женского пола). В 1955 году мать Тереза основала в Калькутте первый приют для брошенных детей под названием «Шишу Баван» — «Дом детей» в переводе с бенгальского языка. В доме живет детвора из разных частей Индии. «Я стала матерью тысяч брошенных детей, оставленных на улицах и обочинах дорог, в мусорных ящиках и канавах. Мне приносят их полицейские и отдают больницы, если настоящая мать отказывается забрать ребенка себе,- говорит мать Тереза.- Я спасла их, обогрела и обучила. Многие из них нашли себе хорошие семьи в Индии, Америке, Европе. Но все они помнят меня. Они присылают мне свои фотографии, и когда я рассматриваю их, я радуюсь за моих детей. Я чувствую, что люблю этих детей, как родная мать, как научил меня любить Иисус. Многие из них остались со мной — физически и умственно неполноценные. Природа жестоко обошлась с ними. Но они дети Господни и тоже нуждаются в любви. Если честно, это мои любимцы. Иногда врачи говорят, что лучше бы они умерли, но мы все равно берем их к себе. Отказать им в любви — все равно что убить». Здоровые дети всегда помогают и заботятся о неполноценных, и нет зрелища чудесней. Сегодня приюты для брошенных детей существуют во многих странах мира. |